Роспись церкви спаса на ильине новгород

Фрески Троицкого придела на хорах. Св. Троица. Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде. На протяжении XVII—XVIII веков фрески были частично утрачены, а потом забелены (как и во многих других древних храмах).


Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)». Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова).

Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. В некоторых местах окна дополнены нишами.

Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжкатверским князем Михаилом Александровичем. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана.

Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году. Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени.

Роспись храма сохранилась далеко не полностью. В основном пространстве храма сохранились только очень небольшие фрагменты фресок (хотя возможно, что обнаружены ещё не все сохранившиеся фрагменты). Цикл страстей Христовых так же сохранился в алтарной росписи церкви Фёдора Стратилата на Ручью, фрески которой, вероятно, созданы под влиянием феофановской росписи.

В люнете южной стены фрагменты Рождества Христова, а на примыкающем своде — фрагменты Крещения и Сретения. В самом нижнем регистре, на стенах под хорами сохранились изображения святых жён и мучениц. В диаконнике — фигуры некоторых святителей.

Интересной деталью были летящие ангелы с трубами, изображённые в верхних частях столбов. Подобные небольшие приделы, удобные для уединенной молитвы, часто делались в новгородских церквях этого времени. Под ним сохранилась фигура одного из святителей, изображённых в момент богослужения с развёрнутыми свитками.

Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы»

Над входной дверью придела располагается изображение Богоматери Знамение, помещённое в сияние из двух скрещённых ромбов. Здесь, как и в Троице, показано явление Бога, но не в символическом видении, а Бога воплотившегося и ставшего человеком.

В 1960-е гг. московские реставраторы во главе с Г. С. Батхелем установили, что из-под шпатлевки и побелки XIX века раскрыты ещё не все сохранившиеся фрагменты росписи

Она входит в особое экспрессивное направление стиля византийской живописи XIV века, ярко проявившееся в Новгороде (церкви Успения на Волотове поле и Фёдора Стратилата на Ручью). Феофан не был его создателем (фрески Волотова — 1363 год -предшествуют ему), но пользуясь его приёмами, создал сильнейшие образы в православном искусстве. Экспрессивный стиль второй половины XIV века, происхождение которого связывают с Константинополем, характеризуется свободной, раскованной манерой рисунка, его особой подвижностью, иногда эскизностью.

Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». В 1831 году на западном фасаде церкви над главным входом из-под опавшей штукатурки раскрылась фреска с образом Богоматери Одигитрии.

Еще фишки:

  • У ребенка режутся зубы. Если очень болит…У ребенка режутся зубы. Если очень болит… К сожалению это не так – сроки прорезывание зубов и их „качество” никак не связаны. Сроки прорезывания зубов могут характеризовать как биологический, так и паспортный […]
  • Салаты из тунца в сСалаты из тунца в с Сегодня у меня салат из консервированного тунца с добавлением роспись церкви спаса на ильине новгород черешкового сельдерея и яблока. Вообще салаты из тунца и вкусные блюда из тунца я очень люблю, одно из […]
  • Самые эффективные таблетки для похудения, отзывыСамые эффективные таблетки для похудения, отзывы Тайские таблетки для похудения стали очень популярны среди женщин. Ниже мы постарались подобрать список 10 самых востребованных средств для похудения в таблетках. […]

Источник: http://komandersky.ru/?p=772



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения (Великий Новгород) Акварель поэтапно пионы

Роспись церкви спаса на ильине новгород Роспись церкви спаса на ильине новгород Роспись церкви спаса на ильине новгород Роспись церкви спаса на ильине новгород Роспись церкви спаса на ильине новгород Роспись церкви спаса на ильине новгород Роспись церкви спаса на ильине новгород